Графические изображения,
хранящиеся в аналоговой (непрерывной) форме на бумаге, фото- и кинопленке, могут
быть преобразованы в цифровой компьютерный формат путем пространственной
дискретизации. Это реализуется путем сканирования, результатом которого является
растровое изображение. Растровое изображение состоит из отдельных точек
(пикселей - англ.
pixel образовано от
словосочетания
picture
element, что означает
элемент изображения), каждая из которых может иметь свой цвет.
Качество растрового
изображения определяется его разрешением (количеством точек по вертикали и по
горизонтали) и используемой палитрой цветов (16, 256, 65536 цветов и более). Из
формулы 2.2 можно определить какое количество бит информации необходимо выделить
для хранения цвета точки (глубину цвета) для каждой палитры цветов.
Пример 2.48.
Определить глубину цвета в графическом режиме
True
Color, в котором
палитра состоит из более чем 4 миллиардов (4 294 967 296) цветов.
I =
log242
949 67 296 = 32 бит
В современных
компьютерах используются различные графические режимы экрана монитора, каждый из
которых характеризуется разрешающей способностью и глубиной цвета. Для
реализации каждого графического режима требуется определенный объем видеопамяти
компьютера.
Глубина цвета составляет:
I =
log265
536 = 16 бит
Количество точек изображения равно:
1024´768
= 786 432
Требуемый объем видеопамяти равен:
16 бит
´
786 432 = 12 582 912 бит
»
1,2 Мбайта
Важнейшими характеристиками монитора являются размеры его экрана, которые
задаются величиной его диагонали в дюймах (15”, 17”, 21” и т.д.) и размером
точки экрана (0,25 мм или 0,28 мм), а разрешающая способность экрана монитора
задается количеством точек по вертикали и горизонтали (640´480,
800´600
и т.д.). Следовательно, для каждого монитора существует физически максимально
возможная разрешающая способность экрана.
Пример 2.50.
Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с
диагональю 15” и размером точки экрана 0,28 мм.
Выразим размер диагонали в сантиметрах:
2,54 см
´
15 = 38,1 см
Определим соотношение между высотой и шириной экрана для режима 1024´768
точек:
768 : 1024 = 0,75
Определим ширину экрана. Пусть ширина экрана равна
L,
тогда высота равна 0,75L.
По теореме Пифагора имеем:
L2
+ (0,75L)2
= 38,12
1,5625L2
= 1451,61
L2
»
929
L
»
30,5 см
Количество точек по ширине экрана равно:
305 мм : 0,28 мм = 1089
Максимально возможным разрешением экрана монитора является 1024´768.
Пример 2.51.
Установить графический режим экрана монитора, исходя из объема установленной
видеопамяти и параметров монитора.
|
Установка
графического режима экрана монитора. |
|
1 |
Ввести команду
[Настройка-Панель управления-Экран] или щелкнуть по индикатору монитора
на панели задач.
|
|
2 |
На появившейся
диалоговой панели Свойства: экран выбрать вкладку Настройка. |
|
3 |
С помощью
раскрывающегося списка Цветовая палитра выбрать глубину цвета.
С помощью ползунка
Область экрана выбрать разрешение экрана. |
|
Пример 2.52.
Запишите код красного цвета в двоичном, шестнадцатеричном и десятичном
представлении.
Красный цвет соответствует максимальному значению интенсивности красного и
минимальным значениям интенсивностей зеленого и синего базовых цветов. Таким
образом, числовой код красного цвета следующий:
Коды/Цвета |
Красный |
Зеленый |
Синий |
двоичный |
11111111 |
00000000 |
00000000 |
шестнадцатеричный |
FF |
00 |
00 |
десятичный |
256 |
0 |
0 |
Пример 2.53.
Сканируется цветное изображение размером 10´10
см. Разрешающая способность сканера 600
dpi
и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный
графический файл.
Разрешающая способность сканера 600
dpi
(dot
per
inch
– точек на дюйм) означает, что на отрезке длиной 1 дюйм сканер способен
различить 600 точек.
Переведем разрешающую способность сканера из точек на дюйм (1 дюйм = 2,54 см) в
точки на сантиметр:
600
dpi
: 2,54
»
236 точек/см
Следовательно, размер изображения в точках составит 2360´2360
точек.
Общее количество точек изображения равно:
2360´2360
= 5 569 600
Информационный объем файла равен:
32 бит
´
5569600 = 178 227 200 бит
»
21 Мбайт
2.67. Определите количество
цветов в палитре при глубине цвета 4, 8, 16, 24, 32 бита.
2.68.
Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет
размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
2.69.
Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение
имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
2.70.
В процессе преобразования растрового графического изображения количество
цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем
занимаемый им памяти?
2.71.
В процессе преобразования растрового графического изображения количество
цветов увеличилось с 16 до 42 949 67 296. Во сколько раз увеличился объем,
занимаемый им в памяти?
2.72.
256-цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он
состоит?
2.73.
Для хранения изображения размером 64
´
32 точек выделено 64 Кбайт памяти.
Определите, какое максимальное число цветов допустимо использовать в этом
случае.
2.74.
Определить соотношение между высотой и шириной экрана монитора для
различных графических режимов. Различается ли это соотношение для различных
режимов?
а) 640´480;
б) 800´600;
в) 1024´768;
а) 1152´864;
а) 1280´1024.
2.76.
Определите требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов
экрана монитора. Заполните таблицу.
Разрешающая способность экрана |
Глубина цвета
(бит на точку) |
||||
4 |
8 |
16 |
24 |
32 |
|
640 на 480 |
|
|
|
|
|
800 на 600 |
|
|
|
|
|
1024 на 768 |
|
|
|
|
|
1280 на 1024 |
|
|
|
|
|
2.77.
Достаточно ли видеопамяти объемом 256
Кбайт для работы монитора в режиме 640
´
480 и палитрой из
16 цветов?
2.78.
Какие графические режимы работы монитора может обеспечить видеопамять
объемом в 1 Мбайт?
2.79.
Установить различные графические режимы экрана монитора вашего
компьютера:
а) режим с
максимально возможной глубиной цвета;
б) режим с
максимально возможной разрешающей способностью;
в) оптимальный режим.
|
Интенсивность |
||
Красный |
Зеленый |
Синий |
|
Черный |
|
|
|
Красный |
|
|
|
Зеленый |
|
|
|
Синий |
|
|
|
Белый |
|
|
|
2.81. Сканируется цветное
изображение стандартного размера
A4
(21´29,7
см). Разрешающая способность сканера 1200
dpi
и глубина цвета 24 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный
графический файл.
2.67.
16, 256, 65536, 16777216, 4294967296 цветов.
2.68. 100 бит
2.69. 100 байт
2.70. в 4 раза
2.71. в 8 раз
2.72.
120.
2.73 256 цветов.
2.74. а) 0,75;
б) 0,75; в) 0,75;
г) 0,75;
д) 0,8.
2.76.
Разрешающая
способность экрана |
Глубина цвета
(бит на точку) |
||||
4 |
8 |
16 |
24 |
32 |
|
640 на 480 |
150 Кбайт |
300 Кбайт |
600 Кбайт |
900 Кбайт |
1,2
Мбайта |
800 на 600 |
234 Кбайт |
469 Кбайт |
938 Кбайт |
1,4 Мбайт |
1,8
Мбайта |
1024 на 768 |
384 Кбайт |
768 Кбайт |
1,2
Мбайта |
2,25 Мбайт |
3
Мбайта |
1280 на 1024 |
640 Кбайт |
1,25 Мбайт |
2,5 Мбайт |
3,75 Мбайт |
5 Мбайт |
2.77.
Достаточно.
2.78.
640´480
(4, 8, 16, 24 бит), 800´600
(4, 8, 16 бит), 1024´768
(4, 8 бит), 1280´1024
(4 бит).
Название цвета |
Интенсивность |
||
Красный |
Зеленый |
Синий |
|
Черный |
00 |
00 |
00 |
Красный |
FF |
00 |
00 |
Зеленый |
00 |
FF |
00 |
Синий |
00 |
00 |
FF |
Белый |
FF |
FF |
FF |
2.81.
»
398 Мбайт.