Кодирование графической информации

Графические изображения, хранящиеся в аналоговой (непрерывной) форме на бумаге, фото- и кинопленке, могут быть преобразованы в цифровой компьютерный формат путем пространственной дискретизации. Это реализуется путем сканирования, результатом которого является растровое изображение. Растровое изображение состоит из отдельных точек (пикселей - англ. pixel образовано от словосочетания picture element, что означает элемент изображения), каждая из которых может иметь свой цвет.

Качество растрового изображения определяется его разрешением (количеством точек по вертикали и по горизонтали) и используемой палитрой цветов (16, 256, 65536 цветов и более). Из формулы 2.2 можно определить какое количество бит информации необходимо выделить для хранения цвета точки (глубину цвета) для каждой палитры цветов.

Пример 2.48. Определить глубину цвета в графическом режиме True Color, в котором палитра состоит из более чем 4 миллиардов (4 294 967 296) цветов.

I = log242 949 67 296 = 32 бит

В современных компьютерах используются различные графические режимы экрана монитора, каждый из которых характеризуется разрешающей способностью и глубиной цвета. Для реализации каждого графического режима требуется определенный объем видеопамяти компьютера.

Пример 2.49. Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024´768 точек и палитрой из 65536 цветов.

Глубина цвета составляет:

I = log265 536 = 16 бит

Количество точек изображения равно:

1024´768 = 786 432

Требуемый объем видеопамяти равен:

16 бит ´ 786 432 =  12 582 912 бит » 1,2 Мбайта

Важнейшими характеристиками монитора являются размеры его экрана, которые задаются величиной его диагонали в дюймах (15”, 17”, 21” и т.д.) и размером точки экрана (0,25 мм или 0,28 мм), а разрешающая способность экрана монитора задается количеством точек по вертикали и горизонтали (640´480, 800´600 и т.д.). Следовательно, для каждого монитора существует физически максимально возможная разрешающая способность экрана.

 

Пример 2.50. Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 15” и размером точки экрана 0,28 мм.

Выразим размер диагонали в сантиметрах:

2,54 см ´ 15 = 38,1 см

Определим соотношение между высотой и шириной экрана для режима 1024´768 точек:

768 : 1024 = 0,75

Определим ширину экрана. Пусть ширина экрана равна L, тогда высота равна 0,75L. По теореме Пифагора имеем:

 

L2 + (0,75L)2 = 38,12

1,5625L2 = 1451,61

L2  » 929

L »  30,5 см

Количество точек по ширине экрана равно:

305 мм : 0,28 мм = 1089

Максимально возможным разрешением экрана монитора является 1024´768.

 

Пример 2.51. Установить графический режим экрана монитора, исходя из объема установленной видеопамяти и параметров монитора.

Установка графического режима экрана монитора.

1

Ввести команду [Настройка-Панель управления-Экран] или щелкнуть по индикатору монитора на панели задач.

2

На появившейся диалоговой панели Свойства: экран выбрать вкладку Настройка.

3

С помощью раскрывающегося списка Цветовая палитра выбрать глубину цвета.

С помощью ползунка Область экрана выбрать разрешение экрана.

Цветное растровое изображение формируется в соответствие с цветовой моделью RGB, в которой тремя базовыми цветами являются Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий). В режиме True Color (24 бита) интенсивность каждого цвета задается 8-битным двоичным кодом, который часто для удобства выражают в шестнадцатеричной системе счисления. В этом случае используется следующий формат записи RRGGBB.

Пример 2.52. Запишите код красного цвета в двоичном, шестнадцатеричном и десятичном представлении.

Красный цвет соответствует максимальному значению интенсивности красного и минимальным значениям интенсивностей зеленого и синего базовых цветов. Таким образом, числовой код красного цвета следующий:

Коды/Цвета

Красный

Зеленый

Синий

двоичный

11111111

00000000

00000000

шестнадцатеричный

FF

00

00

десятичный

256

0

0

Пример 2.53. Сканируется цветное изображение размером 10´10 см. Разрешающая способность сканера 600 dpi и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл.

Разрешающая способность сканера 600 dpi (dot per inch – точек на дюйм) означает, что на отрезке длиной 1 дюйм сканер способен различить 600 точек.

Переведем разрешающую способность сканера из точек на дюйм (1 дюйм = 2,54 см) в точки на сантиметр:

600 dpi : 2,54 » 236 точек/см

Следовательно, размер изображения в точках составит 2360´2360 точек.

Общее количество точек изображения равно:

2360´2360 = 5 569 600

Информационный объем файла равен:

32 бит ´ 5569600 = 178 227 200 бит » 21 Мбайт

Задания для самостоятельного выполнения (Ответы)

2.67.   Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 4, 8, 16, 24, 32 бита.

2.68.   Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

2.69.   Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

2.70.   В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится  объем занимаемый им памяти?

2.71.   В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов увеличилось с 16 до 42 949 67 296. Во сколько раз увеличился  объем, занимаемый им в памяти?

2.72.   256-цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?

2.73.   Для хранения изображения размером 64 ´ 32 точек выделено 64 Кбайт  памяти. Определите, какое максимальное число цветов допустимо использовать в этом случае.

2.74.   Определить соотношение между высотой и шириной экрана монитора для различных графических режимов. Различается ли это соотношение для различных режимов?

а) 640´480;  б) 800´600;  в) 1024´768;  а) 1152´864;  а) 1280´1024. 

2.75.   Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 17” и размером точки экрана 0,25 мм.

2.76.   Определите требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора. Заполните таблицу.

Разрешающая способность экрана

Глубина цвета (бит на точку)

4

8

16

24

32

640 на 480

 

 

 

 

 

800 на 600

 

 

 

 

 

1024 на 768

 

 

 

 

 

1280 на 1024

 

 

 

 

 

2.77.   Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов?

2.78.   Какие графические режимы работы монитора может обеспечить видеопамять объемом в 1 Мбайт?

2.79.   Установить различные графические режимы экрана монитора вашего компьютера:

а) режим с максимально возможной глубиной цвета;

б) режим с максимально возможной разрешающей способностью;

в) оптимальный режим. 

2.80.   Заполните таблицу цветов при 24-битной глубине цвета в шестнадцатеричном представлении.

Название цвета

Интенсивность

Красный

Зеленый

Синий

Черный

 

 

 

Красный

 

 

 

Зеленый

 

 

 

Синий

 

 

 

Белый

 

 

 

2.81.   Сканируется цветное изображение стандартного размера A4 (21´29,7 см). Разрешающая способность сканера 1200 dpi и глубина цвета 24 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл.

Ответы

2.67.   16, 256, 65536, 16777216, 4294967296 цветов.

2.68.   100 бит

2.69.   100 байт

2.70.   в 4 раза

2.71.   в 8 раз

2.72.   120.

2.73    256 цветов.

2.74.   а) 0,75;  б) 0,75;  в) 0,75;  г) 0,75;  д) 0,8. 

2.75.   1280´1024

2.76.

Разрешающая способность экрана

Глубина цвета (бит на точку)

4

8

16

24

32

640 на 480

150 Кбайт

300 Кбайт

600 Кбайт

900 Кбайт

1,2 Мбайта

800 на 600

234 Кбайт

469 Кбайт

938 Кбайт

1,4 Мбайт

1,8 Мбайта

1024 на 768

384 Кбайт

768 Кбайт

1,2 Мбайта

2,25 Мбайт

3 Мбайта

1280 на 1024

640 Кбайт

1,25 Мбайт

2,5 Мбайт

3,75 Мбайт

5 Мбайт

2.77.   Достаточно.

2.78.   640´480 (4, 8, 16, 24 бит), 800´600 (4, 8, 16 бит), 1024´768 (4, 8 бит), 1280´1024 (4 бит).

2.80.

Название цвета

Интенсивность

Красный

Зеленый

Синий

Черный

00

00

00

Красный

FF

00

00

Зеленый

00

FF

00

Синий

00

00

FF

Белый

FF

FF

FF

2.81.   » 398 Мбайт.